Главная » Отчеты о рыбалке »

Опасные приключения на Муникане



Мы очень любим рыбалку, особенно дальние путешествия в медвежьи утолки, куда не ступала нога человека. Поэтому каждый, год, примерно в сентябре-октябре, мы начинаем планировать поездку на следующее лето. Мы уже побывали на Ундюлюнге и Менкэрэ в Якутии, Вахте и Сухой Вахте в Красноярском крае, в Карелии, на Белом море, на Валдае и во многих других уголках нашей необъятной Родины. На этот раз выбрали Хабаровский край. По многочисленным отзывам побывавших там рыболов, это чуть ли не последнее место в нашей стране, где еще остались трофейные таймени. А таймень – это и была главная цель наших поездок.
приключения на муникане-1
Как и всегда, подготовку начали уже в октябре. Списались со множеством туристических агентств, организующих рыболовные туры по Хабаровскому краю. Сейчас уже трудно вспомнить, почему мы остановили свой выбор на хабаровской туристической фирме «Спартак». Из их писем следовало, что они понимают, о чем идет речь и чего мы ждем от поездки. Так нам казалось.
Ожидание было томительным. Но вот, наконец, долгожданный день, встреча в Шереметьево, девятичасовой перелет и аэропорт г.Комсомольск-на-Амуре.
Было жарко, даже немного душновато. От толпы встречающих отделилась парочка людей бомжеватого вида и с легкой угрозой в голосе поинтересовалась: «Вы, что ли, рыболовы?» Мы подтвердили, что да, это мы, и направились к стоянке автобуса.
«Интересно, на чем нас повезут?» Наверное, это будет какой-нибудь праворульный японский микроавтобус, ведь здесь большинство автомобилей – подержанные «японцы»…
Нас ждал «убитый» ПАЗик, наполовину заваленный скарбом для нашего сплава. Для пассажиров осталась первая половина салона, в центре которой на полу лежало огромное запасное колесо. Ну что ж, нам не привыкать, и не такое видели. Однажды, долетев за 6 часов из Москвы до Якутска, мы потом 6,5 часов болтались в воздухе на АН-2, пытаясь добраться до места сплава, так как оказалось, что там стихийное бедствие и проливные дожди практически смыли промежуточный аэропорт в г.Жиганске.
Загрузив в автобус рюкзаки и снасти, мы отправились к следующей точке маршрута – вертолетной площадке. Несколько километров мы пропетляли по Комсомольску, а за чертой города асфальтовую дорогу сменила двухрядная грунтовка, судя по всему, «видавшая виды». Надо сказать, водила наш был настоящий ас и колымагу свою не жалел. Проехав километров пятьдесят, он резко останавливался, сопровождавший его механик с огромным гаечным ключом выскакивал на обочину и подтягивал гайки на колесах. В этом автобусе они почему-то постоянно раскручивались и периодически требовали подтяжки.
Механик был очень колоритной личностью – под глазом фиолетовый «бланш», просторные шорты до колен и майка – сетка практически пропитаны мазутом и разными маслами. Какое-то время он отчаянно крепился, но потом, видно, распирающая его изнутри энергии, а также отсутствие в организме необходимого количества влаги, попросту «сушняк», сделали свое дело. Не стесняясь нашего присутствия, он дотянулся до полки, стащил оттуда полиэтиленовый пакет, молча вынул початую бутылку и граненый стакан, заполнил стакан до половины и залпом опрокинул содержимое в себя. Минут через пять стало явно заметно, что ему полегчало! Эту процедуру он проделывал примерно каждые 40-50 минут, в перерывах подтягивая гайки на колесах.
приключения на муникане-2
Особенно удивил он нас на обратном пути, который, к слову сказать, был еще веселее. Подтягивать приходилось не только гайки, но и многие другие детали нашего рыдвана. Более глубокое вхождение в технику и соприкосновение с горючесмазочными материалами потребовало смывать это все с себя. Мы остановились у маленькой речушки, наш механик посыпал голову стиральным порошком из коробки и начал мыть ее ледяной речной водой. Да, не обидел, видно, бог здоровьем!
На каждой остановке, посвященной гайкам, все стекла автобуса в несколько секунд покрывались слепнями размером с мизинец, и потом их долго выдувало в раскрытые окна во время движения.
Через 7,5 часов этого экстрима мы, наконец, достигли пос. Бриакан, где и находилась вертолетная площадка. На самом повороте в поселок у нас лопнула правая рессора.
Слава богу, в «авиации» дела обстояли значительно лучше. Свежеокрашенный в темно-зеленый цвет вертолет стоял, что называется, под парами и ждал нас.
Погрузились быстро. Взревели винты, и земля стремительно побежала от нас под острым углом вниз и назад. Под нами расстилались бесконечные безлюдные просторы. Сопки, болота, заброшенные старые размытые дороги, и все ближе заветное место – река Муникан, на которой нас ждут трофейные таймени, да и просто великолепная рыбалка, к которой мы готовились почти целый год.
Приземление и выгрузка заняли буквально минут десять, а потом вертолет как-то немного боком поднялся над нами и через несколько секунд исчез за полоской леса и сопкой. Вот мы и одни! Наедине с природой! То, о чем так долго мечталось…
Было около 10 часов вечера, солнце находилось над самым горизонтом, и было довольно светло. Мы быстро занялись обустройством лагеря, так как усталость, накопленная за почти 20-часовую дорогу от Москвы до Муникана, уже давала себя знать. К полуночи стало совсем темно, свежий воздух и костер разморили нас, и мы замертво попадали в спальные мешки, мгновенно провалившись в сон.
приключения на муникане-3
Сначала мне показалось, что это снится, но потом откуда-то очень издалека я явно услышал: «Ребята, беда». Это повторялось несколько раз, причем все ближе и ближе. Наконец я уже понял, что не сплю и слышу это вполне наяву. Мимо палатки пробегал наш егерь и повторял: «Ребята, беда, вода прибывает».
Быстро одевшись, я выскочил из палатки. Крутом кромешная тьма, суета егерей и шум реки. Вода действительно уже дошла до нашей палатки, которая стояла дальше других от берега. Я быстро расстегнул заднюю молнию и стал выбрасывать рюкзаки и все, что попадалось под руки, на небольшой бугор сразу за палаткой. Сын Паша, с которым мы спали в одной палатке, не сразу поверил в происшествие – молодость и крепкая нервная система неохотно отпускали из состояния сна, но тут, ощутив эффект водной кровати, он мгновенно пришел в себя. Через минуту уже все члены нашей команды пытались эвакуировать палатки и снаряжение на небольшое возвышение, заваленное сломанными во время весеннего ледохода деревьями.
Где-то в половине пятого утра рассвело. Появившееся солнышко и горячий чай подняли настроение и взбодрили нас. Мы смогли оглядеться и оценить потери. К счастью, они были не велики – весла и удилище старшего егеря.
Ситуация оказалась предельно банальной. Несколько лет назад в верховьях Муникана мощные пожары полностью выжгли сопки, из-за чего падающая с неба в виде дождя вода не задерживается на сопках и практически мгновенно попадает в реку, стремительно поднимая в ней уровень, в зависимости от силы дождя. Опытный егерь всегда должен предугадывать подобную ситуацию и выбирать места для стоянок на «корневой» косе, т.е. соединенной с лесом, где растительный покров довольно мощный, да и берег желательно иметь повыше. В нашей ситуации вода за два часа поднялась примерно на полметра, а может подняться и гораздо выше.
Конечно же, все последующие стоянки мы выбирали, понимая ситуацию, в которой находимся. Но эта, первая, была примитивной ошибкой егеря, да и мы слишком расслабились, доверившись ему.
Так прошла наша первая ночь в тайге, и началось столь долгожданное путешествие.
Грядущий день не обещал ничего хорошего. Небо затянуто облаками, вода в реке была мутная, что практически перечеркивало возможность поймать хоть какую-нибудь рыбу.
приключения на муникане-4
Осмотревшись, мы поняли, что если бы поставили палатки на другой стороне косы, за перелеском, то даже не заметили бы изменения уровня воды. Пришлось исправлять ошибку, и через полчаса уже все палатки стояли дружно в ряд и из них доносилось мирное посапывание. Непродолжительный сон после бурных ночных событий вернул всех к жизни, и мы стали готовиться к сплаву.
Из восьмимесячной переписки с туристической компанией следовало, что мы будем сплавляться на катамаранах, нет, даже на ТРИМАРАНАХ! Думаю, что в XXI веке у любого нормального человека, тем более заплатившего кругленькую сумму за поездку, слово «тримаран» должно вызвать совершенно определенную реакцию и ассоциацию. Если сказать, что наша реакция была ошибочной, то значит не сказать ничего. Нас ждал шок!
Тримаран от хабаровской турфирмы «Спартак» выглядел следующим образом. Были взяты надувные баллоны цилиндрической формы, длиной около 4 м каждый, сходящиеся конусом с одной стороны, списанные на каком-то авиационном заводе за древностью возраста. При рождении они были ярко-оранжевого цвета, а сегодня стали «светло-ржавого». По инженерной задумке каждый баллон был разделен в середине мембраной, чтобы в случае аварии сдувалась только половина, но эти мембраны, похоже, закончили свою жизнь еще в прошлом веке, да и сама ткань баллонов уже не внушала никаких надежд.
Дальше егеря нарубили в лесу жердей, уложили их вдоль и поперек баллонов и стянули все это резиновыми лямками, нарезанными из автомобильных камер. Получилось некое подобие плота «на резиновом ходу».
Таких смастерили два. Для одного нашелся комплект дюралевых трубок, в которые были вмонтированы уключины, что давало возможность все время движения немного подтормаживать, другой же «тримаран» был начисто лишен этой возможности. А весла-то уплыли ночью…
Помимо этих двух абсолютно неуправляемых «лайнеров» у нас еще была китайская 2,5-метровая резиновая лодка с составным дном, которое в местах стыка выгибалось либо вверх, либо вниз под углом 90° на каждой волне. На лодке был установлен морской мотор первоначальной мощностью 9 л.с, но переделанный умельцами в «пятнашку».
Еще мы имели около 1,5 тонн багажа и 9 человек народу, и со всем этим нужно было что-то делать. Сразу же подумали: «Хорошо, что нас приехало только пятеро, а не девять, как планировалось», других плавательных средств, оказывается, и не предполагалось.
приключения на муникане-5
Наш плот плыл, несомый стремительным течением. Пассажирские места были устроены на корме, на двух железных термобоксах с едой, установленных справа и слева.
Ноги почти все время находились в воде, так как деть их было абсолютно некуда. Вода в реке была негорячая: +5°.
Технология управления была сложной. Нужно было постоянно подкручивать плот, чтобы обходить заваленные лесом берега в изгибах русла. В верховьях, судя по всему, дожди шли очень часто, и уровень воды в реке менялся стремительно. Вместе с уровнем воды возрастала и скорость течения, которая на всем протяжении нашего маршрута составляла от 12 до 15 км/час.
К тому же уровень воды в реке не был горизонтальным. Постоянно пополняемая новой водой река, как пузырь, вздувалась в середине реки, порой полностью скрывая берега, и попросту разливалась в тайгу. Казалось, что никаких берегов нет, а в воде просто растут деревья. Легко представить, что здесь творилось весной. Все берега и отмели завалены вывороченными из земли 30-40-метровыми деревьями с корневой системой 4-5 м в диаметре. Судя по всему, огромная сила тащила их вместе со льдом по камням, начисто сдирая с них кору. Наши «сейнеры» на фоне этих деревьев казались спичечными коробочками.
В середине дня выглянуло солнышко. Мы сделали короткую стоянку в симпатичном местечке и даже поймали пяток килограммовых ленков и несколько хариусов. Отличный ужин был обеспечен.
приключения на муникане-6
Мы проплыли около 10 км, потихоньку привыкая и к реке и к нашим «тримаранам». Наш первый день сплава приближался к концу.
Река делала небольшой изгиб влево и тут же резко поворачивала вправо и сразу же столь же резко налево. Здесь русло делилось на два небольшой косой. Сама коса по ходу движения была завалена деревьями, образуя залом. Левое русло при этом было с небольшим порогом, около метра высотой, и оно было почти полностью перекрыто висевшим в полуметре над водой бревном. Правое же было довольно спокойным и плавно обтекало косу.
В первой излучине наш капитан не справился с управлением, и плот, подхваченный стремниной, с заметным ускорением просто швырнуло в левый берег, который представлял собой частокол еловых и сосновых веток. Один из баллонов лопнул и сдулся в одно мгновение, как воздушный шарик. Плот стал резко крениться набок, и дальше нас чудом пронесло мимо левого порожистого рукава и уперло в этот самый залом.
Отталкиваясь ногами от деревьев, сползли в правый рукав. Пройдя залом, увидели мель в центре нашего русла. Вместе с егерем бросились в воду и смогли посадить на мель плот, который начал уже шаркать днищем. Весь наш скарб при этом начал медленно сползать в воду и плыть вниз по течению. Хорошо, что все было связано веревкой.
Схватив первое, что попалось под руку, я сделал шаг в сторону косы и по грудь погрузился в воду. Дальше мы втроем стали освобождать плот и перекидывать багаж на косу. Половина из того, что было на нашем плоту, почти полностью ушло под воду. Рюкзаки, которые и без того весили по 30 кг, стали просто неподъемными.
Вынося свой скарб на берег, мы вдруг увидели, как лодку, в которой сидели двое, выбрасывает в левый рукав, и егерь, сидевший на носу, просто грудью кидается на бревно, перекрывающее проход, и нависает на нем, удерживая пятой точкой всю лодку, В этот момент сильное течение перехлестывает через корму и ломает лодку пополам, выбрасывая Шурика, сидевшего на корме, прямо под бревна. Мы видели все это с расстояния 30 м.
Ноги в мгновение стали тяжелыми и ватными. Мы втроем бросились к левому руслу. Шурик все не показывался и не показывался из воды. Вынырнул он через 35 м от того места, где ушел под воду. Мощное течение тащило его, беспомощно барахтающегося, одетого в теплую куртку и болотные сапоги, метрах в пяти от берега. Пашка с егерем Сергеем кинулись в воду и, схватив Шурика под мышки, просто выдернули из воды и усадили на берег, хотя по весу Шурик, наверное, будет не легче, чем они оба, вместе взятые.
Каково же было наше удивление, когда, едва коснувшись земли, он мгновенно выхватил из нагрудного кармана рацию и закричал в нее: «Ребята, стоп, стоп, мы утонули…» Таким образом он практически спас наш третий экипаж. Оказывается, буквально за пять минут до этого он передавал им указания, каким руслом идти, что впереди вроде бы все спокойно, и т.д.
Спустя несколько дней, уже перед отлетом в Москву, сидя в ресторане Комсомольска-на-Амуре, Шурик признался, что, оказавшись под водой, он пытался перебирать руками по бревну, которое никак не кончалось, и в какой-то момент его даже посетила мысль: «Неужели это все?»…
приключения на муникане-
Пока ребята вылавливали из воды Шурика, чуть дальше за ним на приличной скорости проплыла канистра с бензином, вывалившаяся из лодки, которую собственным телом еще держал Юра, повисший грудью на бревне. Следом за бензином проплыло ведро с картошкой. Да и черт бы с ней, с картошкой, но там еще был весь запас васаби, о котором мы думали целый год, готовясь к рыбалке.
Ближе к берегу поплыла вторая канистра с бензином, которая оторвалась от мотора. Пашка ловко выдернул ее из стремительного потока, чем облегчил все наше дальнейшее существование. Все-таки 20 л бензина!
Выловив из воды Шурика, мы все кинулись к лодке. Вывернув ее практически наизнанку, река расперла ее между бревнами и каменистым дном. Сидевший в ней Юра своим телом все еще удержал вещи Шурика. При этом, помимо бензина и васаби, из лодки в момент переворота выпрыгнула и навсегда исчезла под водой бензопила, без которой нам потом пришлось тяжко.
Высадили из лодки Юру, вынули все, что там еще оставалось. Дальше нужно было спасать саму лодку.
Это оказалось непростой задачей. Для начала пришлось вырубить несколько бревен, которые мертво держали ее. Затем оказалось, что длинная нога морского мотора течением просто вдавливается в дно. В общем, повозившись почти полтора часа, лодку освободили, перевернули и вытащили на берег. К нашему удивлению, почихав минут пять, наша «пятнашка», пробывшая под водой почти два часа, завелась и довольно уверенно заработала. Мы на веревках спустили к косе второй плот и, наконец, смогли выдохнуть.
Начал накрапывать дождь, небо из серого стало почти черным. Наша коса оказалась 50 шагов в длину и 15 в ширину, при этом она медленно погружалась под воду, суша уменьшалась буквально на глазах. Быстро установили тент, под него поставили маленький столик и пару раскладных стульев. Нужно было разжечь костер и приготовить хотя бы горячий чай.
Пашка решил нарубить дров. При первом же ударе топором лезвие соскользнуло с мокрой ветки и вонзилось ему в ногу ровно поперек стопы. Сначала ему показалось, что ничего страшного не произошло, но уже через несколько секунд он побелел, как полотно, и его слегка повело в сторону. Усадив его под тент, мы увидели, как из разрубленного сапога мощными импульсами наружу выбрасывает кровь.
Начали, искать среди промокших вещей аптечку. Обнажив ногу, поняли, что ситуация не самая плохая, и, как смогли, оказали ему первую помощь – перебинтовали ногу, предварительно густо смазав рану мазью «Спасатель». На следующий день оказалось, что мы все сделали очень даже грамотно – рана почти затянулась и даже не сочилась.
Коса вряд ли могла дать нам приют на всю ночь, а если вода поднимется быстро, то залом, образовавшийся в начале косы, просто сметет нас вместе с плотами и всем остальным. Бросились ремонтировать плот и Пашкин сапог, без которого сплавляться в наших условиях было просто невозможно.
Снова загрузив все на плоты и в лодку, перекрестившись, тронулись дальше. Время было уже к полуночи. С этого момента и дальше тактика нашего сплава была такой: мы выпускали вперед лодку с рацией и, получив одобряющую информацию, дальше выдвигали плоти. В этот раз нам повезло примерно через час мы нашли хорошую высокую корневую косу.
В моем рюкзаке не было ни одной сухой вещи, включая спальник и сменную обувь. Дождь прекратился, и, разведя огромные костры, мы смогли слегка просушиться и приготовить еду. Жареные ленки и хариусы были поистине царской пищей.
Так закончился первый день нашего сплава.
Сидя у костра, обсуждали пережитое за день, вспоминали каждый момент нашего приключения. Там, на косе, вокруг которой бурлила ледяная вода, медленно забирая у нас сушу, все пребывали в довольно сильном возбуждении, и, конечно же, трудно было принимать быстрые, а главное, правильные решения. Порванный плот, рассеченная нога, утопленная пила, все насквозь мокрое, черное небо, моросящий дождь, ва-а-а-са-би!! Как-то многовато для первого дня.
Нужно было что-то делать. Оказалось, что у егерей нет никакой связи с «большой землей». Хорошо, что у нас оказался спутниковый телефон. Соединили главного егеря со «Спартаком», и он, видно, совсем уже отчаявшись, срочно запросил вертолет, сообщив организатору тура, что «флот утонул» и в экипаже двое больных. Вторым больным был Юра – у него скакало давление, и порой на него действительно было жалко смотреть, ему было просто плохо.
Целый год ждали этой поездки, предвкушая моменты тайменевых ударов, да и просто состояние единения с природой и тишиной вдалеке от городской суеты! Неужели так все и закончится, не успев толком начаться? Решили, что единственной причиной, по которой стоит прерывать путешествие, может быть только Пашкина нога, и если утром все будет в порядке, то остаемся. В третьем часу ночи разбрелись по палаткам, решив утром первым же делом отменять вертолет. По всем расчетам и местным условиям, включая погоду, вертолет раньше десяти часов утра прилететь не должен. А если вспомнить черное небо – он не должен был прилететь вообще.
Примерно в половине восьмого утра стрекочущий звук просто выдернул меня из спальника. Выскочив из палатки, я увидел потрясающее, голубое, без единого облачка, небо над головой и медленно опускающийся на нашу косу вертолет. Пилот, подойдя к нам, сказал, что у него есть пять минут, вылет к нам внеплановый и т.д.
Огляделись вокруг – собираться как минимум часа полтора. Пашка сказал, что у него с ногой все в порядке. Заставили снять носок, разбинтовать и «засветить» рану. Действительно, она выглядела довольно сносно. Остаемся! Понятное дело, попали на 120 000 руб. за вертолет. Но как же можно возвращаться в Москву и что там сейчас делать после того, как целый год строили планы и мечтали? Вертолет улетел очень быстро.
Погода, видно, решила нас побаловать после вчерашних приключений и подарить роскошный день. Мы смогли все спокойно и основательно просушить, зализать раны и осмотреться. Итого мы имеем – случайно, в последний момент брошенные в рюкзак две радиостанции, спутниковый телефон, два плавучих «презерватива», одну лодчонку, меньше 20 л бензина, 9 человек, из которых один ранен и еще один не вполне здоров, около 1,5 т багажа и 8 дней впереди. Весело!
Погода разгуливалась и к середине дня разгулялась до безобразия. Температура поднялась до 40°. Мы периодически окунались в ледяную воду, которая очень бодрила. Жизнь постепенно налаживалась! Наловили ленков и хариусов и готовили их во всех мыслимых и немыслимых видах. Долго спорили, «как жить дальше». Мнения были диаметрально противоположными, от «стоять здесь до конца» до «сплавляться дальше, невзирая ни на что». Решили, что стоять нет смысла – место не самое красивое, рыбу почти всю выловили,, а тайменем здесь и не/пахнет. Утром стартуем! Утро встретило нас небом в тучах, температурой около 10°С и холодным ветром. Загрузились. Ступаю на плот, и в мозгу, как кинопленка, мгновенно прокручивается вчерашняя история – стремнина, залом из деревьев, порванный плот накреняется набок, мы карабкаемся в его верхнюю точку, пытаясь подольше оставаться сухими, Шурик, все не выныривающий и не выныривающий из-под бревен, топор… Эти картинки преследовали меня и дальше на протяжении всего тура, внося дискомфорт в настроение.
Плывем! То есть, наверное, идем, если использовать правильные термины. Навигатор показывает, что идем по суше. Судя по всему, с момента создания карт, закачанных в GPS, русло неоднократно меняло свое состояние, и кто его знает, на сколько и куда оно ушло от нарисованного в картах.
Погода постепенно разгуливается. Начинаются сопки. Красота! Вдруг впереди, почти на вершине одной из сопок, видим двух огромных черных медведей. Они, похоже, заметили нас значительно раньше, чем мы их, и поэтому спокойно, вразвалочку перевалили вершину сопки и исчезли. Мы даже не успели расчехлить фотоаппараты. Да и далековато было до них.
Пристаем к берегу. Место – загляденье. Вертикально уходящая на противоположном берегу в воду скала, река делает длинный и крутой, почти под прямым углом, поворот, на протяжении которого есть несколько омутов, закручивающих поток в обратную сторону. Черная вода говорит о ямах и большой глубине. По всем показателям тайменевое место. Разбредаемся по берегу и дружно начинаем прочесывать реку всеми мыслимыми приманками, от блесен до воблеров и мышей. Безрезультатно. Почему? Либо резкие изменения погоды, либо яркое солнце, либо шум, либо еще тысяча других причин. Ни одного удара. Это место было первым и последним, таким красивым и перспективным, на всем нашем маршруте. Но тогда мы этого не знали, да и наши егеря, похоже, тоже.
В течение дня прошли несколько кос, пригодных для стоянки, но отправились дальше, надеясь найти лучшее место. На одной косе нашли спиннинг G.LOOMIS с катушкой SHIMANO Stella. Дорогая потеря. Видно, ребят либо смыло, либо они, так же как и мы, в первую ночь, судорожно собираясь в потемках, не углядели.
Начинает смеркаться, но, как назло, ни одной приличной косы для лагеря. Идем дальше и уже почти в потемках останавливаемся на не самой лучшей. косе, заваленной искореженными деревьями. Ночью с верховьев начинает дуть ледяной, пронизывающий насквозь ветер, температура стремительно падает, а вода опять прибывает… Но все оказалось не так уж страшно – к 3 часам утра вода начала спадать, попугав нас немного, но не причинив вреда.
Вся остальная часть путешествия проходила примерно в таком же режиме и не отличалась разнообразием.
Первый таймешонок был пойман Александром Ереминым. Они вдвоем с егерем на одной из стоянок часа полтора продирались сквозь бурелом к какому-то омуту и там с почти отвесной скалы смогли выцепить этого бедолагу весом около 5 кг. Потом была еще пара таймешков, пойманных в совершенно неожиданных ситуациях, и тоже совсем малыши – 3-4 кг. Вот, собственно, и все про тайменей.
Однажды вообще случилось непоправимое. Мы потеряли север. Сидючи вечером у костра, заспорили, кто точно укажет, где север. Мнения разделились, и разброс указанных направлений составил 90°. Федор, который задал этот вопрос, выступил в роли рефери и определил того, кто, по его мнению, точнее всех указал направление.
На утро, выйдя из палатки, в глаза бросилось встающее солнце, а точнее, направление, в котором оно поднималось над горизонтом. Итог вчерашнего спора был перечеркнут. Понятное дело, этого нельзя было оставить просто так. Пришлось вынимать Федора из спальника и простыми русскими словами объяснять: мол, так и так, Федор, не прав ты оказался, север совсем в другой стороне. Тут Федор, понятное дело, тут же за GPS, а тот как-то не туда показывает. Ну, другой GPS достали, и тут данные расходятся, да и между собой показания этих американско-китайских приборчиков как-то разнятся. В общем, не на шутку все расстроились, стали пенять на погрешности, на сдвинувшуюся земную ось, на американцев и всемирное потепление, вообще на нестабильную политическую обстановку в Ашре. Ну, постепенно как-то все улеглось.
И тут на тебе! Новое приключение, и опять с Федором. Вообще надо сказать, что ему как-то не везло на протяжении всего маршрута – с ним вообще ничего не происходило. Даже педантичный и волевой Еремин в какой-то момент расслабился, держа в одной руке фотоаппарат, в другой спиннинг, и просто соскользнул с плота в реку, умудрившись при этом зацепиться обеими ногами за ящик, на котором только что сидел, и вытянуть руки с фотоаппаратом над водой. Хорошо, что произошло это недалеко от берега, успели быстро среагировать. Но все равно пришлось выжимать одежду и выливать воду из сапог.
А с Федей – ничего, ну хоть убей. И тут, только улеглась история с севером, Федор решил вздремнуть слегка. Разделся и залез в раскаленную палатку. Солнце стояло высоко, и была жуткая жара. Поспал немного, и его опять потянуло к народу. А пока он спал, шершень, которому, видно, тоже было жарко, решил расслабиться у Федора в ботинке. Он, судя по всему, не ожидал, что Федор так скоро решит ботинки снова надевать. Ну и всадил ему в палец жало. А поскольку шершень этот был в длину под 10 см, жало он всадил глубоко.
Что тут началось… какой там север… Пришлось проводить хирургическую операцию по выниманию жала, а там ведь приборы требуется дезинфицировать, место операции промывать, внутри организменное делать, чтобы общее поражение не состоялось или там столбняк какой не напал. Ну, как-то всем миром справились. Не дали Федору погибнуть.
Вся прелесть нашего сплава состояла в том, что мы, то есть наши плавсредства, были лишены тормозов – в прямом смысле этого слова. Мы тоже были практически лишены возможности обратного хода и при этом не имели ни малейшего понятия, что нас: ждет впереди. Можно было просто упереться в непроходимый залом и выбираться оттуда неизвестно сколько и неизвестно как.
На протяжении всего маршрута поражало одно – как турфирма-организатор, в нашей ситуации «Спартак» из города Хабаровска – отправляет людей в достаточно экстремальное путешествие, не имея ни малейшего понятия о реальной ситуации на маршруте, не имея надежных плавсредств, не имея средств связи, не имея элементарных спасательных средств, даже спас – жилетов.
Во всех предыдущих наших походах сопровождающий нас егерь четко представлял себе картину происходящего, рассказывал: «Сейчас будет поворот, а за поворотом…», и так далее. Здесь же просто ноль информации. Тотальное незнание ничего – ни местности, ни мест для рыбалки и стоянок. И главное – полное незнание и непонимание реального состояния реки и берегов.
В одном месте мы так и уперлись в залом, из которого практически не была выхода. На наше счастье, несколькими днями ранее кто-то прошел там же и, имея бензопилу, выпилил проход в узеньком русле, через которое мы смогли перетащить наши плоты и спуститься ниже по реке. Мы выпустили вперед разведчиков на моторе и, получив от них через полчаса одобряющий сигнал по рации, сползли до места, где стояла лодка.
По плану, сплав должен был составить около 150 км. Прошли мы в итоге что-то около 50, последние два дня просто тупо стояли на одном месте. Егеря сказали, что дальше делать нечего, так как начинаются болота и там вообще без перспективы, а лодочная разведка доложила, что в радиусе действия нашей рации ни одной нормальной косы для стоянки нет, и впереди глухой залом, пройти который просто невозможно. В итоге, выбрав косу, на которую может сесть вертолет, так и просидели на ней не солоно хлебавши.
Последнее разочарование нас ждало по возвращении в Бриакан. Выгрузившись из вертолета, мы увидели на косогоре, чуть выше взлетной полосы, новенький, сияющий боками, с затемненными стеклами, с кондиционером и видеосистемой внутри, мягкий туристический автобус. Он привез таких же, как мы, рыболовов аж из Владивостока и теперь стоял и ждал их возвращения. А нам «втирали», что сюда никто не соглашается ехать на нормальном транспорте из-за плохой дороги.
Наш же суперлайнер приехал на два часа позже, чем обещал. Остановившись возле горы снаряжения, все тот же механик сообщил нам, что у них опять что-то полетело, они пытались чинить, осталось немного доделать и еще необходимо перебортовать колесо. Это должно обернуться еще как минимум 2-3 часами ожидания. Как потом выяснилось, помимо ряда мелких поломок типа колеса
что-то случилось с тормозами, и нужно было снимать тормозной цилиндр и еще какие-то детали. Сняв то, что было необходимо, водитель и механик не смогли в полевых условиях вернуть это все назад в надлежащем качестве.
На обратном пути нам показалось очень странным, что, проезжая мимо встречного транспорта, мы идем, почти не притормаживая и как-то очень близко к нему, почти впритирку. Оказалось, что тормозов у нас практически нет, и мы тормозим двигателем. И еще нашу колымагу по непонятным причинам сильно кидало из стороны в сторону, поэтому водитель старался не делать резких движений рулем и как можно реже нажимать на тормозную педаль.
Так мы и домчались по 40-градусной жаре до Комсомольска-на-Амуре всего за каких-то 7-8 часов. Нас высадили у гостиницы где-то в центре города, недалеко от колхозного рынка. Прощание было недолгим. Впопыхах даже забыли в автобусе рыбу, которую мужественно сушили под дождем на протяжении всего тура.
Ну, а наутро самолет, 9-часовой перелети вот она, Москва, с ее одуряющей жарой, смогом и пожарами в Подмосковье. Как хорошо все-таки было на реке!
Так что, если кто хочет классно порыбачить в Хабаровском крае – туристическая фирма «Спартак» за ваши деньги реализует самые смелые ваши желания.
«Спартак»! И вы на щите!

Другие рыболовные статьи по теме:
  • Матчевая ловля на Рузском водохранилище
    В прошлой статье я обещал рассказать о некоторых тонкостях матча как способа рыбной ловли. Слово держу. И рассказываю о недавней рыбалке, на которой как раз и понадобились владение матчевой снастью и знание особенностей матчевой ловли. В начале ...
  • Со спиннингом на маленькую речушку
    В десяти минутах ходьбы от центра миллионного Львова возвышается венец водораздела - гора Высокий Замок. Высота горы 413 м над уровнем моря, и с ее вершины в хорошую погоду можно рассмотреть всю горную гряду Расточье, увидеть отложения давно ...
  • Чемпионат Украины по ловле рыбы спиннингом
    Чемпионат состоялся строго в назначенные сроки - 28-29 мая. Он наверняка запомнился его участникам, прежде всего, отличной организацией, четким судейством, оперативными подсчетами, дружеским общением... но не очень интересной рыбалкой - рыбой река, ...
  • С «Болонкой» на Ахтубе
    Поклонников ловли белой рыбы на Нижней Волге ненамного меньше, чем спиннингистов, троллингистов и мастеров ловли сома на квок. В этом нетрудно убедиться, проехав по рекам и протокам. Однако используемые ими снасти, как правило, далеки от ...
  • Рыбалка в Мошку
    И снова знакомые места. Мы вернулись, чтобы все начать сначала. Наш переезд из Верхнего района на Нижний, где расположено много рыболовных баз, был весьма удачен. Мы очень хотели, чтобы условия ловли в двух разных районах были максимально ...
  • Открытие нового спиннингового сезона на базе «Дельта»
    Костяк участников составляют маститые рыболовы-спиннингисты, многие из которых уже на протяжении десятилетия открывают здесь, на базе «Дельта», свой рыболовный сезон. Они, что называется, с завязанными глазами ориентируются на прилегающей к базе ...
  • Дальневосточный блиц-тест
    Открытие каждого нового сезона волнительно для рыболова, поскольку всегда несет элемент неопределенности. Как прошел нерест в этом году, полностью ли оправилась от него рыба, где ее сейчас искать и насколько она будет активной? Ответы на эти вопросы ...
  • Рыбалка у с.Мигея
    С чего начинается летняя рыбалка на украинской реке? Для меня, обычно - с тянущейся по зеркальной глади, легчайшей дымке рассветного тумана. Эту волшебную картину десятки и сотни раз видел любой из нас, она завораживает, настраивает, подтверждает ...
  • Таежная одиссея
    Сейчас вся эта во многом авантюрная поездка выглядит в моей памяти как некое хитроумное слайд - шоу, где кадры в беспорядке накладываются друг на друга: ночевки у костра белыми ночами или в таежной избе, когда за окном темная тяжелая мгла, «сухие» ...
  • Салон SILVER
    Приступая к описанию моей поездки на завод по производству катеров, объединенных под общей торговой маркой SILVER, невозможно избежать эпитетов с приставкой «самый». Действительно, в нашей новейшей истории предприятие SILVER стало самым первым ...


Буду рад если Вы поделитесь статьей с друзьями:




Если есть что добавить, пишите в комментариях
Ваше имя: *
Ваша почта:

Комментарий: *

 :D
 ?)
 :cool:  :ups:
 :)  :(  :bad:
 :like:  :angel:  :love:

Введите символы: *
captcha
Обновить