Главная » Снасти »

Выбор аккумулятора для электромотора



Остановимся на таком важном вопросе, как выбор аккумулятора для электромотора. Надо сказать, что выбрать аккумулятор для электромотора не так просто, как может показаться на первый взгляд.
В чем тут кроются подводные камни?
Дело в том, что электромотор подразумевает глубокую разрядку батареи, и если мы ловим на лодке с электромотором в течение целого дня, вполне вероятно, что к концу дня аккумулятор окажется полностью разряженным.
Следует отметить, что при использовании обычных автомобильных стартерных батарей разряженный в ноль стартерный аккумулятор очень быстро приходит в негодность, поскольку происходит сульфатация.
Дело в том, что стартерные батареи предназначены для использования в буферном режиме, то есть они должны находиться в режиме постоянной подзарядки. И если мы их не подзаряжаем постоянно, а заряжаем после полной разрядки аккумулятора, т.е. делаем глубокие циклы: зарядка-разрядка, зарядка-разрядка, то происходит сульфатация, и стартерный аккумулятор очень быстро теряет емкость.
Как же быть, чтобы этого не произошло? К примеру, для того чтобы плавать на электромоторе целый день, нужен аккумулятор емкостью не меньше 85А/ч.
Многие рыболовы поступают следующим образом: ставят в лодку аккумулятор – обычную стартерную батарею емкостью 150-200 А/ч. Это, конечно, довольно объемный и тяжелый аккумулятор. Но, по крайней мере, он позволяет ловить весь день, и если плавать на нем не на пятой скорости, а, к примеру, на третьей, за день разряжается не более половины емкости аккумулятора. Таким образом, глубокой разрядки аккумулятор не достигает, его можно подзарядить и продолжать пользоваться.
Однако если нам нужна гармоничная система «лодка, электромотор и аккумулятор», необходимо остановить свой выбор именно на аккумуляторах глубокой разрядки.
В чем преимущество аккумуляторов глубокой разрядки?
Дело в том, что если такой аккумулятор полностью разрядить, то он может стоять разряженным около 2-3 недель, после чего его можно опять зарядить, и он полностью сохранит свои свойства.
Стартерные батареи этого не допускают, то есть, как только стартерный аккумулятор разрядился, его сразу необходимо подзаряжать. Однако после полной разрядки начало сульфатации неизбежно, даже если мы сразу начинаем его подзаряжать, и аккумулятор уже теряет емкость.
Кроме того, аккумуляторы глубокой разрядки не имеют такой функции, как саморазряд. Тогда как стартерные батареи, как мы уже говорили, рассчитаны на то, что они находятся в постоянном режиме подзарядки, поэтому имеют довольно быстрый саморазряд.
Так, если мы зарядили ими автомобильный аккумулятор, поставили и на полгода забыли о нем, то, возможно, через полгода, придется его выкинуть. Поэтому обычные аккумуляторы для автомобилей со стартерными батареями необходимо подзаряжать каждые полторы – две недели, и тогда они будут храниться нормально.
Однако советуем сразу отказаться от их использования и остановить свой выбор на аккумуляторе глубокого разряда – это так называемые гелиевые аккумуляторы, необслуживаемые. Они допускают глубокую разрядку и, что также очень важно, полностью герметичны.
Сегодня, например, волна не большая, но при большой волне лодку сильно качает, и из обычной стартерной батареи может произойти утечка электролита, который может пожечь одежду рыболова, может испортить дорогостоящую лодку. Поэтому лучше от этого отказаться и с автомобильными аккумуляторами не связываться.
Конечно, автомобильный аккумулятор стоит гораздо дешевле, чем аккумулятор глубокой разрядки, но, как говорится, «скупой платит дважды». После того, как вы выбросите 2-3 обычных автомобильных аккумулятора, вы поймете, что лучше было бы сразу купить гелиевый аккумулятор, которым можно пользоваться долгие годы.
Чем хороши гелиевые аккумуляторы и почему они допускают глубокую разрядку?
Дело в том, что в них электролит находится в виде геля – более густой субстанции, чем, например, кислота в стартерных батареях, и не допустить утечку геля гораздо проще, чем не допустить утечку кислоты из стартерных батарей.
Еще одно отличие гелиевых аккумуляторов от стартерных в том, что их можно делать полностью герметичными. Как известно, в момент, когда происходит цикл зарядка – разрядка любой аккумулятор выделяет газ. Гелиевые аккумуляторы выделяют очень мало газа, и этот газ преобразуется самим же гелиевым электролитом. Стартерные аккумуляторы нельзя делать герметичными, потому что при их эксплуатации происходит очень сильное газообразование, что при герметичности может привести к взрыву.
Большим преимуществом необслуживаемых гелиевых аккумуляторов является также то, что они допускают большое число полных циклов зарядки-разрядки.

рис. 1

Например, гелиевый аккумулятор «Zaining Shine», который стоит у нас на лодке (85А/ч) (рис. 1), допускает примерно 500 циклов глубокого заряда-разряда, это довольно существенный показатель. Циклы зарядка-разрядка – это очень важный показатель аккумуляторов, и чем больше циклов глубокого заряда-разряда может допустить ваш аккумулятор, тем лучше.
Поэтому при выборе аккумулятора обязательно следует посмотреть все его полные характеристики: сколько он допускает циклов глубокого заряда-разряда, на каком токе его надо заряжать и т.п.
Несомненным преимуществом гелиевых аккумуляторов является также то, что у них очень незначительный саморазряд, то есть, будучи заряженными, они практически не теряют емкость. И поэтому, зарядив аккумулятор, мы можем его на несколько месяцев оставить без присмотра, потом положить в лодку и плавать целый день. Саморазряд, конечно, есть, но он очень незначителен.
У гелиевых аккумуляторов есть только один существенный недостаток – высокая цена. Надо сказать, что цена хорошего, качественного гелиевого аккумулятора сопоставима с ценой электромотора, а в некоторых случаях бывает и выше цены электромотора.
Однако если средства вам позволяют, то лучше сразу остановить свой выбор именно на гелиевом аккумуляторе.
Что касается емкости, по нашему мнению, емкость аккумулятора для электромотора должна быть не менее 85А/ч. Конечно, чем больше, тем лучше, оптимальная емкость – до 100-105 А/ч, с ней мы целый день сможем плавать на аккумуляторе без всяких проблем. Более того, если плавать на первой, второй, третьей скорости, то аккумулятор такой емкости можно даже растянуть на двухдневную рыбалку, и нам хватит энергии, чтобы плавать два дня на моторе и не браться за весла.
Если с типом аккумулятора для электромотора мы уже определились, то о зарядном устройстве стоит поговорить отдельно и более подробно. Дело в том, что в идеале для каждого аккумулятора существует специальное зарядное устройство.
Основное правило, по которому зарядное устройство должно подбираться к аккумулятору (или аккумулятор к зарядному устройству), заключается в том, что аккумулятор нужно заряжать на токе, равном 1/10 части емкости аккумулятора. К примеру, если наш аккумулятор имеет емкость 85 А/ч, то идеальным для него будет такое зарядное устройство, которое давало бы возможность устанавливать ток 8,5 А. Именно на таком токе и следует заряжать аккумулятор, ни в коем случае не большем.
С другой стороны, заряжать аккумулятор на меньшем токе допустимо. Например, если мы возьмем зарядное устройство, которое позволяет заряжать например аккумулятор на токе не 8,5 А, а на 5 А, в результате у нас просто резко увеличится время зарядки аккумулятора (на токе 8,5 А мы сможем зарядить этот аккумулятор за 10 часов, это минимальный срок, необходимый для полной зарядки гелиевого аккумулятора).
Если мы рыбачим, к примеру, раз в неделю, то лучше всего заряжать аккумулятор не на токе 8,5 А, а на 4-5 А, соответственно, на полную зарядку аккумулятора уйдет в два-три раза больше времени.
Остановимся на зарядном устройстве, предназначенном именно для зарядки гелиевых аккумуляторов.

рис. 2


рис. 3

Устройство, показанное на рис. 2, заряжает аккумуляторы импульсным током. Оно имеет регулятор силы тока и прибор, который показывает, какой ток установлен в данный момент. Вернувшись с рыбалки, мы подключаем это зарядное устройство к аккумулятору. Отметим, что следует знать, как правильно подключать зарядное устройство, чтобы не сжечь предохранитель и само устройство: прежде всего, подсоединяем клеммы, строго соблюдая полярность, поскольку изменение полярности приведет к сгоранию предохранителя. Итак, подключаем «плюс», «минус», и только после этого включаем прибор в сеть и начинаем выставлять ток. Крутим рукоятку. Если нам надо зарядить аккумулятор быстро, устанавливаем ток на 8,5 А (рис. 3). Если же мы собираемся заряжать на малом токе, устанавливаем на 3-5 А. Таким образом, аккумулятор будет заряжаться дольше, однако зарядка будет более качественной, поскольку аккумуляторы любят зарядку на малом токе.

рис. 4


рис. 5

Такое устройство очень эффективно, поэтому рекомендуем покупать именно его. В магазинах продаются специальные зарядные устройства, которые позволяют заряжать аккумуляторы определенной емкости. К примеру, у меня есть нерегулируемое зарядное устройство, позволяющее заряжать аккумуляторы емкостью от 2,5 до 15А/ч (рис. 4). Однако более мощные, более крупные аккумуляторы таким устройством заряжать не следует, оно на них не рассчитано. Аккумулятор, конечно, будет заряжаться, но очень долго, потому что ток зарядки в этом устройстве маленький – 1,3А. Поэтому им лучше заряжать маленький необслуживаемый аккумулятор (рис. 5). Следует отметить, что такие аккумуляторы очень эффективно использовать в комплекте с эхолотами. Такого аккумулятора хватает на неделю ловли с мощным эхолотом, который работает во всю мощь, и аккумулятор при этом может не разрядиться полностью.
Кстати, герметичный аккумулятор имеют еще одно преимущество: его можно взять, перевернуть, потрясти, он может в лодке упасть на бок, и никаких проблем не возникнет.
Устройства, показанные на рис. 4, в принципе, неплохие, однако имеют существенный недостаток.
Дело в том, что зарядное устройство, которое рассчитано на зарядку импульсным током, имеет внутри себя специальную микросхему, которая нагревается в процессе зарядки аккумулятора. И для того, чтобы устройство не перегревалось, при выборе зарядного устройства настоятельно рекомендуем перед покупкой убедиться, что оно оснащено вентилятором, который охлаждает микросхему в процессе зарядки. Без вентилятора зарядное устройство будет очень сильно нагреваться.

рис. 6

В глубине ниши (рис. 6), которая предназначена для проводов, расположен вентилятор. Перед покупкой обязательно проверьте, работает ли этот вентилятор. Если работает, можете смело покупать устройство, и проблем с зарядкой гелиевых аккумуляторов у вас не возникнет.
Зарядное устройство для необслуживаемых аккумуляторов должно быть автоматическим. То есть после того, как аккумулятор зарядился, устройство должно плавно уменьшить ток и в тот момент, когда аккумулятор полностью зарядится, сбросить зарядку, отключиться. Таким образом, зарядное устройство остается в сети, работает, вентилятор крутится, но аккумулятор уже не заряжается. Поскольку после того, как он полностью зарядился, в аккумуляторе может начаться сильное газообразование, необходимо его сразу отключить от сети зарядного устройства. Однако, как правило, поймать этот момент очень сложно, поэтому советуем выбирать зарядное устройство с автоматическим отключением.
Как мы уже говорили, можно легко рассчитать, сколько времени будет заряжаться наш аккумулятор. Берем емкость аккумулятора 85А и делим ее на ток, который устанавливаем на зарядном устройстве. Так, если мы устанавливаем на зарядном устройстве ток 8,5 А, то аккумулятор зарядится за 10 часов. Если мы установим меньший ток, скажем, 5А, соответственно, 85А нужно разделить на 5, и мы получим количество часов, нужных для полной зарядки аккумулятора.
При выборе зарядного устройства рекомендуем брать устройство с возможностью заряжать как самые маленькие аккумуляторы, так и самые большие. Наше зарядное устройство, к примеру, имеет регулировку. И если мы установим силу тока 15А, то сможем за 10 часов зарядить аккумулятор емкостью 150 А, исходя из формулы, по которой аккумулятор нужно заряжать на силе тока, равной 1/10 от емкости аккумулятора.
Кроме того, установив на этом же устройстве малый ток, мы сможем заряжать также маленькие аккумуляторы, предназначенные для использования в эхолотах.
Поэтому, поскольку мы совершаем покупку один раз, следует подходить к этому с умом.
Теперь остановимся на таком важном моменте, как соответствие емкости аккумулятора и мощности электромотора. К примеру, если мы собираемся плавать на электромоторе «Indura-30», который на пятой скорости потребляет 30 А в час, рассчитываем – 30 х 3, получается 90 А/ч. 85 вполне подходит под этот показатель.
Считается, что если мы можем плавать на пятой скорости три часа, то на второй или третьей можно плавать весь день. Исходя из этого, и следует подходить к выбору электромотора и аккумулятора.
Если мы берем более мощный электромотор, например, «Indura-36», потребляющий 36 А/ч, умножим на 3 и получим 108 А/ч. Если взять «пятидесятку», то есть электромотор, который на пятой скорости потребляет 50А в час, получается уже 50 х 3 – 150 А/ч, и, разумеется, для него нужно ставить мощный большой аккумулятор.
Методика такого баланса довольно проста, и обязательно следует рассчитывать, какой аккумулятор нужен под данный электромотор.
Некоторые электромоторы снабжены индикатором степени заряженности батареи, что очень удобно. Однако если у нас на моторе нет такого индикатора, то по самому поведению электромотора можно легко предсказать, в каком состоянии в данный момент находится аккумулятор.
К примеру, замечено, что когда в аккумуляторе остается около 20% емкости, то есть он уже практически разряжен, скорость резко падает. Так, если мы плаваем на пятой скорости, то при таком состоянии аккумулятора у нас уже максимальная скорость не превысит третьей. Если же мы плывем на третьей скорости, то с разряженным аккумулятором скорость упадет до первой. Кроме того, внимательно следя за поведением электромотора, можно приблизительно предсказать, сколько времени мы еще сможем на нем плавать.
В качестве подстраховки рекомендуем иметь с собой маленький аккумулятор для эхолота емкостью больше 7 А/ч (к примеру, 18 А/ч). Аккумулятор этот довольно легкий, и он может служить нам источником резервного питания: кроме того, что он будет подпитывать эхолот, в случае полной разрядки основного аккумулятора на нем мы сможем быстро вернуться на базу.
Очень важно знать, что для того, чтобы аккумуляторы служили нам дольше, их следует обязательно полностью заряжать и полностью разряжать.
Таким образом, мы полностью разрядили основной аккумулятор, и назад уже можем доплыть вот на таком маленьком аккумуляторе. Если «Indura-30» потребляет 30 А в час, то на таком аккумуляторе, емкостью 18 А/ч, мы можем около получаса плавать на пятой скорости. И если учесть, что электромотор может разогнать лодку до 6 км/ч, то за полчаса на таком маленьком аккумуляторе мы сможем проплыть 3 км, и в то же время разрядить и его.
Тем самым польза и нам, и аккумуляторам: они правильно эксплуатируются, и нам удобно, поскольку нет риска, что если вдруг сядет основной аккумулятор, нам придется плыть назад на базу на веслах.
Очень полезно также знать, сколько на конкретном аккумуляторе и электромоторе может двигаться лодка непрерывно на первой, второй, третьей, четвертой и пятой скорости. Эти цифры можно найти на сайте производителя. И, зная , сколько потребляет тока наш мотор на первой, второй, третьей, четвертой и на пятой скорости, и, разделив емкость аккумулятора на эти цифры, мы сможем определить время в часах, сколько мы можем плавать на первой скорости, на второй, на третьей, на четвертой и на пятой.

рис. 7

Кроме того, взяв GPS навигатор, мы можем определить и скорость, которую развивает наша лодка на первой, второй, третьей, четвертой и на пятой скоростях. Тем самым мы можем определить не только время, но и путь, который может пройти наша лодка, что очень важно для разработки маршрутов. Для наглядности приведем табличку, в которой дана зависимость для «Indura-30» и аккумулятора емкостью 85А/ч (рис. 7).
Отметим, что при выборе аккумулятора следует учитывать и тот факт, где и какой компанией произведен данный аккумулятор. Например, наш аккумулятор изготовлен в Германии, фирмой «Zonenshain». И чем он славится? Этот аккумулятор гарантированно выдерживает не менее 500 циклов глубокой разрядки-зарядки. Очень надежный, проверенный временем, и многие из тех, кто пользуется необслуживаемыми аккумуляторами, признают, что это одна из лучших фирм в мире.

рис. 8


рис. 9

На рис. 8 и 9 два необслуживаемых аккумулятора, изготовленные в Китае. В принципе, тоже хорошие аккумуляторы, но до качества «Zonenshain» они не дотягивают. Аккумуляторы эти очень похожи друг на друга, на одном из них написано «Panasonic», однако произведены они оба на одном и том же заводе, и качество у них практически одинаковое.

рис. 10

При выборе аккумулятора для электромотора следует учитывать тот факт, что на аккумуляторе должна быть табличка с характеристиками аккумулятора (рис. 10). Необходимо обращать на это внимание, поскольку вас могут просто обмануть и продать под видом необслуживаемого аккумулятора обычный стартерный аккумулятор, предназначенный для автомобиля.

Другие рыболовные статьи по теме:
  • Выбор электромотора для рыбалки на лодке
    Теперь поговорим об электромоторе. Надо сказать, что электромотор является просто незаменимым для рыбалки на лодке с использованием спиннинга – и не только его. Электромотор имеет много преимуществ. Во-первых, он абсолютно бесшумен. Таким образом, ...
  • Выбор блесны
    Допустим, мы хотим ловить щуку одинаково эффективно практически во всех условиях. В таком случае для ловли щуки лучше всего подбирать не блесны разных видов, а подобрать блесны одного вида, но разных размеров, то есть берем один модельный ряд блесен ...
  • Выбор места ловли судака на джиг
    Надо сказать, что ловля судака в сентябре ночью на джиг очень характерная. Мы очень успешно ловили на большой реке, на средней реке, на водохранилищах. Надо сказать, что если в озере, например, стоянки судака локализованы, то в реке эти стоянки надо ...
  • Выбор лески для ловли на незацепляйки
    Теперь поговорим о леске. Для ловли на незацепляющиеся приманки советуем использовать плетеную леску. Во-первых, плетеная леска обладает нулевой растяжимостью, тем самым при поклевке происходит более мощная подсечка, не смягчаемая эластичностью ...
  • Выбор мягких приманок
    Как правильно подобрать приманку, чтобы она хорошо ловила рыбу? Проще всего купить приманку фирмы «Манс», знаменитого производителя резины. Эти приманки в рекламе не нуждаются. С такой приманкой можно хорошо ловить и работать при любом оснащении. ...
  • Выбор лески при ловле на попперы
    Очень актуален вопрос: какую леску выбирать при ловле на попперы. Использовать можно, в зависимости от ситуации, как плетенку, так и монолеску. Какую леску следует предпочесть? При ловле окуня советуется использовать монолеску, которая имеет ...
  • Выбор формы груза для разных водоемов
    Шаровой грузик очень часто застревает в корягах, причем какой бы качественной незацепляйкой мы ни пользовались, зацепляется сам грузик, поэтому в корягах использование шарового груза нецелесообразно. По проходимости коряг третье место занимает ...
  • Выбор приманки на хищника в летнюю погоду
    Все мы прекрасно знаем о том, что лето - достаточно сложное время года для ловли хищника. Палящее солнце заставляет рыбу прятаться под траву, кусты, уходить на более глубокие участки водоема или реки. А мы, рыболовы, пытаемся выманить ее из укрытий ...
  • Выбор снастей для ловли налима
    Поймать налима просто, сложно его найти. Поэтому в начале соберем не мудреную снасть для ловли налима, а затем подробно рассмотрим, как и где его искать. Для ловли налима не нужно много снастей. Налим клюет вечером и ночью. Для того чтобы поймать ...
  • Выбор места ловли для троллинга
    Каждый троллингист сам отыскивает перспективные мест а, но здесь есть определенный стандартный подход, поскольку существует точная характеристика места, где с максимальной вероятностью может находиться хищник. Рыбалка будет наиболее результативной в ...


Буду рад если Вы поделитесь статьей с друзьями:




Если есть что добавить, пишите в комментариях
Ваше имя: *
Ваша почта:

Комментарий: *

 :D
 ?)
 :cool:  :ups:
 :)  :(  :bad:
 :like:  :angel:  :love:

Введите символы: *
captcha
Обновить